Неподражаемый Яшке
Выдающимся событием можно назвать открытие выставки Владимира Яшке, известного художника, представителя петербуржской школы.
Художник, родиной которого является Владивосток, детские годы провел в Севастополе. В Петербурге живет и радует почитателей своими творениями уже более сорока лет. Широко известен не только среди ценителей художественного искусства. Можно сказать, что его работы стали классикой, они не только продаются «нарасхват», редко какой музей не хотел бы иметь картины Яшке в своей экспозиции. В музее представлено достаточно большое количество его работ, чтобы можно было представить постепенное становление художника, начиная с конца шестидесятых годов.
Частные коллекционеры любезно предоставили музею свои сокровища, для того чтобы горожане и посетители северной столицы имели возможность ознакомиться с неизвестными доселе картинами питерского художника. Только благодаря тому, что Яшке обосновался в Санкт-Петербурге, ему удалось сохранить свежесть и своеобразие духа и взглядов, чего, по-видимому, могло не случиться в Москве, где влияние концептуализма и соц-арта преобладает. В городе на Неве, напротив, к живописи относятся как к выражению особой духовности и разумности человека.
В поисках своего стиля
В работах художника до восьмидесятых годов ощущается его восхищение картинами Дерена, Ренуара, Матисса. Он экспериментирует, ищет себя. В некоторых картинах можно увидеть влияние русских художников разного времени и школ. После восьмидесятого года Яшке как художник становится в большей степени самостоятельным.
Это качественное изменение совпадает, в событийном плане, с его общением с группой «Митьки». Они берут художника под свою опеку, увидев в нем действительно талантливого живописца. Первый показ работ художника, устроенный этим коллективом, посетили любители искусства, среди которых были известные в этой среде служители Аполлона. В это же время проявляются качественные изменения манеры его работы. Ярко, искренне он передает свои мысли, чувства, состояние души – свой мир, не ориентируясь ни на какие авторитеты.
С «Митьками» его продолжает связывать общее отношение к жизни, а именно, отход от какой-либо социальной активности. К слову сказать, эта группа смогла приспособиться к условиям растущей в обществе власти денег, постепенно они стали успешными предпринимателями. Что касается Яшке, он понял, что с бизнесом его ничего не связывает, хотя дружеские отношения с объединением и сохранил.
Рыжеволосая муза
Свобода и независимость художественного почерка Яшке привлекает внимание в каждой его картине. Одним из главных действующих лиц в течение нескольких лет является рыжеволосая Зинаида. Эта грубоватая девушка – героиня большинства творений. Предстает перед нами в самых разнообразных видах: голая и одетая, рядом с морячками и в домашней обстановке. Существует она действительно или ее придумал автор - это не имеет значения. Увлечение художника образом настолько сильно, что отдельные черты Зинки видны даже в изображениях прохожих на полотнах, ей не посвященных. Например, в картине «Прогулка по Боровой». Что там говорить, если Яшке и стихи про нее сочиняет.
Из изображения «мареманов», Лиговки, Зины Морковкиной, очень выпуклого, натуралистичного, опредмеченого, чувствуется, что владеет природой художник уверенно и мастерски. Не только создает картины Яшке, он их как бы сам проживает. Об этом можно судить, глядя на сложное отображение городского ансамбля в произведении художника, выставленном в Мраморном дворце.