Лучшее в мире обоняние - у африканских слонов.

29.08.2014 20:52

Африканские слоны не только имеют длинные хоботы, но и лучшее в мире обоняние. Группа исследователей в области молекулярной эволюции из Токийского университета обнаружила, что в хоботе африканских слонов располагаются почти две тысячи различных генов, отвечающих за восприятие запахов. Это вдвое больше, чем у собаки, и в пять раз больше, чем у человека.

Японский ученый Йошихито Ниимура рассказал, что сравнивал гены рецепторов обоняния у слонов с 13 другими видами животных, в том числе - лошадьми, кроликами, морскими свинками, коровами, грызунами и обезьянами, и отдал пальму первенства слонам.

Исследователю удалось изолировать три гена, общие для всех позвоночных, в том числе и человека.

"Сравнивая гены, отвечающие за восприятие запахов, у разных животных, мы обнаружили, какие гены являются общими для всех, а какие - уникальными. Общие гены сохранились в течение всего эволюционного процесса, и, по нашему мнению, они выполняют важнейшие функции у всех видов животных. Но есть и уникальные гены, присущие только одному виду. Эти гены крайне важны для жизни животного в ее специфической среде ", - рассказывает Йошихито Ниимура

После дальнейшего исследования ученый обнаружил, что два среди трех общих генов выполняют и ряд других, не связанных с обонянием, функций. Эти два гена присутствуют, как минимум, в 16 органах.

В процессе эволюции от одного древнего гена, касается обоняния, развились 84 дополнительные гены, которые позволяют животным определять запахи, специфические для той или иной среды их обитания. Так, в случае африканских слонов - это запах пищи, который вырастает в саванне. Обоняние позволяет животным находить друзей и избегать врагов.

Кроме того, такой вот супер-нюх компенсирует африканским слонам их слабое зрение и помогает им ориентироваться в окружающем среде.