Астрономы нашли схожую по размерам и составу с Землей экзопланету

31.10.2013 14:51

Международной группой астрономов было сделано заявление об определении массы Кеплер-78b, ранее найденной экзопланеты, размером с Землю. Ее плотность близка к плотности нашей планеты. В то же время Кеплер-78b находится далеко за пределами потенциально обитаемой зоны и нагревается почти до 3000 градусов.

Астрономы определили размер планеты раньше, когда она была открыта. Согласно их оценкам, диаметр небесного тела немногим больше диаметра Земли (1,16 ± 0,19 R⊕), при этом один оборот вокруг звезды занимает всего лишь восемь с половиной часов. После сравнения расстояние до Кеплер-78 и спектрального класса этой звезды (G, примерно как у Солнца) астрономы заключили, что поверхность планеты нагревается до температуры от 2000 до 2800 градусов Цельсия. Но о массе объекта информации не было, так как его открыли транзитным методом, зафиксировав прохождение мимо звезды.

Новое исследование провели две группы ученых (одна американская, одна из Великобритании, Дании, Испании, Италии и Португалии), которые воспользовались допплеровской спектроскопией. При помощи мощных наземных телескопов и спектрометров учеными были получены спектры звезды в разные моменты времени. Поскольку вращение планеты и звезды происходит вокруг общего центра масс, то звезда движется относительно Земли неравномерно. Специалисты отметили, что она то сбавляет, то набирает скорость. Поэтому за счет эффекта Доплера в спектре происходят изменения и благодаря современной технике можно определить изменение скорости даже на несколько метров в секунду удаленной на 400 световых лет звезды.

Поскольку расстояние от планеты до звезды известно, спектральный класс KIC 8435766 дал сведения о массе, ученым удалось вычислить массу планеты, отвечающую за неравномерность движения. Американским астрономам помогал в работе телескоп «Кек» на Гавайских островах, а их европейским коллегам - обсерватория на Канарах. В итоге обе группы получили схожие результаты. Согласно данным европейских исследователей планета имеет массу в 1,86 земной, погрешность измерения составляет плюс 0,38, минус 0,25, итого от 1,48 до 2,16 масс Земли. Специалисты из США привели в своей работе значение 1,69±0,41. Учитывая неточности обоих измерений, данные фактически не отличаются, указывая на плотность в районе от 4-х до 5-ти грамм на кубический сантиметр.

Ученые отметили, при  условии такой плотности планета не отличается от Земли радикально. По всей видимости, она состоит из железа и скальных пород. По причине близости к звезде и высокой температуры предполагается, что поверхность Кеплер-78b покрыта жидкой лавой, радиационный фон, учитывая возможную атмосферу и магнитное поле, намного выше земного. Если не говорить об обитаемости, то исследуемая планета с геологической точки зрения является двойником Земли.