Самый большой телескоп увидит жизни на других планетах?

21.07.2014 19:33

Пустыня Атакама в Чили - это очень сухая и открытая местность которую ценят астрономы. Теперь европейские ученые выбрали ее как место для сооружения крупнейшего в мире оптического инфракрасного телескопа.

Здесь ничего нет - ни воды, ни растений, ни животных. И именно эта пустота делает ее идеальной для сооружения E-ELT - "Европейского Чрезвычайно большого телескопа".

Роб Ивисон, научный руководитель Европейской южной обсерватории (ESO):

"Мы должны были снести вершину горы, чтобы освободить место для строительства телескопа, который будет в несколько раз больше других".

Телескоп построят на живописной вершине горы Серро Армазонес, возвышающаяся на три тысячи метров над уровнем моря. Сам телескоп разместится на платформе диаметром 150 м.

E-ELT - "Европейский Чрезвычайно большой телескоп" будет содержать зеркало в 39 метров диаметром - это на четверть больше, чем у самого большого уже функционирующего телескопа.

"Построить, все продумать, сделать его доступным для ученых - это моя роль", - говорит менеджер проекта E-ELT Роберто Тама.

"Мы здесь в полной дикости, для проезда нужно построить дорогу, построить платформу для телескопа, все вокруг нее. Изготавливать части телескопа тяжело, в Европе или в других местах. Тяжело перевозить их сюда, это будет длинная цепь контейнеров с компонентами. Здесь очень сухо, очень солнечно, сильная радиация ... И потом все это надо будет сложить вместе на вершине горы! "

Роб Ивисон: "Мы потратили много времени, исследуя, над какой именно горой небо прозрачное, где чаще всего случаются безоблачные ночи и где мерцание небесных тел минимальное. Именно эта гора победила по всем этим показателям".

А управление сверхбольшим телескопом будет происходить из обсерватории Параналь, которая расположена в 25 км отсюда и которая стала местом для съемок части одной из лент о Джеймсе Бонде "Квант милосердия".

Днем здесь тихо. Жизнь в обсерватории начинается с заходом солнца, когда VLT - он же "Очень большой телескоп" - открывает свои створки к небу, и астрономы берутся за работу.

Валентин Иванов, один из астрономов: "Мы сейчас в центре управления в обсерватории Параналь, именно отсюда мы управляем всеми телескопами."

Каждую ночь астрономы работают здесь, собирая данные о самых разных вещах - от далеких галактиках до планет в нашей солнечной системе. "Очень большой телескоп" - мощный инструмент, но "Чрезвычайно большой телескоп" полностью изменит правила игры.

Валентин Иванов: "Есть звезды, которые нам едва видны - из космического или с наземного телескопа, и нынешними инструментами мы не способны измерить весь спектр этих звезд. С "Чрезвычайно большим телескопом" мы сможем делать очень много всего ... Дыхание захватывает! "

Итак, как можно сравнить E-ELT с существующими телескопами, расположенными в космосе? Телескоп Hubble имеет непрерывный доступ к изображениям из космоса, потому что на него не влияет время суток.

Наследник Hubble телескоп имени Джеймса Вебба также способен замерять длину волн, которые излучают те или иные небесные тела - с Земли на сегодня невозможно было это сделать. Но будущий "Чрезвычайно большой телескоп" сможет собирать больше света и делать точные картинки.

Астроном Стефан Брильйон: "По некоторым соображениям размещение телескопа в космосе очень важно, ведь там мы можем отслеживать тепловые инфракрасные лучи, а также ультрафиолет. Но по некоторым вещами нам легче будет наблюдать с Земли. Мы можем использовать различные методы наблюдения параллельно, поэтому я не говорил бы, что космические и земные телескопы конкурируют между собой - скорее, они дополняют друг друга".

Эвин ван Дисхойк, ученый из Лейденского университета в Нидерландах:

"Многие астрономы используют данные, собранные в космосе и на земле, чтобы создать комплексную картину. Сейчас так уже делается, ученые берут данные с космического телескопа Hubble, который способен фиксировать удаленные небесные тела, а затем берут данные из "Очень большого телескопа" по спектру этих тел".

Некоторые из отдаленных небесных тел - это планеты, вращающиеся вокруг звезд. Эти планеты могут стать одним из главных объектов исследований E-ELT, когда он будет полностью функциональным через 10 лет.

Эвин ван Дисхойк: "Одним из важных достижений астрономии за последние пять лет стало открытие огромного количества экзопланет. Мы знаем, что они выглядят совсем отлично от Земли, или Марса, Венеры, или Юпитера ... "Очень большой телескоп" поможет нам характеризовать эти планеты. Мы догадываемся, какие они, но E-ELT по-настоящему поможет нам проанализировать атмосферы этих газовых гигантов. "

Роб Ивисон: "Мы сможем воспроизвести движение этих планет вокруг звезд. Мы впервые сможем определить, есть ли там признаки жизни. И конечно это потенциально может точно изменить наши представления о мире - если окажется, что мы не одни! "

Поиск жизни за пределами Земли продолжается сразу с нескольких телескопов - космических и наземных. E-ELT, который сам по иронии судьбы находится в почти мертвой пустыне Атакама, станет еще одним центром этих поисков.